|
|
КЛИЕНТЫ |
|
|
В ИНТЕРНЕТЕ |
ПРОМОУШН |
|
|
|
|||||
|
||
Пришедшие вместе: Флэш моб, или Мгновенное гражданское общество19 июня 2004 года в 14 часов по местному времени во всем мире была отмечена годовщина флэш моба. От Новой Зеландии, мобберы которой первыми прочитали секретную инструкцию к действию, и до их виртуальных товарищей из Лос-Анджелеса, весь мир встал на мгновение на уши. Десятки стран участвовали в акции. Несмотря на подготовку сюрприза, сценарий стал известен сразу после утверждения. В Россию он пришел в зашифрованном виде:
Явление герояРождение самого флэш моба, как и мгновенное появление его участников в нежданном месте, окутано тайной. Одни называют его детищем интернета и, в частности, Живого журнала (LiveJournal). Тысячи авторов личных сетевых дневников, открытых для общего прочтения, могут быстро реагировать на любые предложения совместных действий (уложить в сто пунктов рассказ о себе; высказаться по вопросам секса, церкви, книг и т.п.; описать тридцать четыре вещи, от которых хочешь избавиться; найти нужную вещь или телефон, помочь с наймом квартиры и устройством на работу и т. д.). Другие добавляют к этому наличие мобильных телефонов, с которыми можно координировать любые уличные действия. Третьи, углубляясь в древнюю историю, вспоминают о безумных акциях американских Санта Клаусов середины 1990-х годов, которые могли в каком-нибудь несчастном Сан-Франциско вдруг потребовать создания независимой «Сантарктики», непрерывно ездить в метро по эскалатору туда и обратно, или собраться протестующей толпой под висящим на фонарном столбе чучелом своего красного собрата. При этом надо иметь в виду, что флэш моб предполагает нарочито бессмысленное действие игрового характера, которое исчерпывается бессмертным афоризмом Масяни: «Люди все-таки не сволочи, а идиоты». Так или иначе, но официальными пионерами флэш моба считается сотня с лишним ньюйоркцев, которые 17 июня 2003 года пришли в универмаг Мейсис, попросили показать им «ковер для любви в загородной коммуне» за чудовищную цену в 10000 долларов и одновременно сказали: «Bay!» - «Покупаю!» Бедные продавцы богатых магазинов первыми столкнулись с флэш мобом воочию… И не сошли с ума. Устав от внутренней службыПравила игры во флэш моб мне рассказал тинейджер Strashila, завсегдатай одного из многочисленных сайтов, посвященных флэш мобу ( На вопрос, а как же участники флэш моба узнают о том, когда и куда надо прийти и что делать, он ответил, что лично он узнает с того самого сайта, где заранее обсуждаются сценарии, и выбираются, на взгляд большинства, лучшие из них. Как я понял, если руководитель и отсутствует, то все же есть так называемый «направляющий», по незаметному знаку которого участники флэш моб сдвигаются в толпу, что-то мгновенно делают и тут же расходятся, смешиваясь с обычными прохожими, которые никак не поймут, а чего, собственно говоря, здесь только что произошло. Итак, Strashila, чьи слова ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве интервью, сказал следующее. Очень важна точность прихода на заранее выбранное место, - толпа должна возникать мгновенно и как бы ниоткуда. Поэтому желательно сверить часы с теми, что висят в метро, и прийти на место ровно за 10 секунд до начала акции. Участники ее ни в коем случае не должны заранее привлекать к себе внимание. Они не скапливаются вместе. Даже, если пришел с приятелями, ты ведешь себя так, как будто сам по себе. И во время самой акции не общаешься с другими участниками. И не смеешься, несмотря на абсурдность ситуации и дурацкие реакции окружающих. Тем самым, этот абсурд, на взгляд постороннего человека, только увеличивается. Интересно, что сам он впервые столкнулся с акцией флэш моб на Арбате в начале весны. Он вдруг увидел толпу людей, которая двигалась так медленно, что это даже трудно было себе представить. Он спросил какого-то мужчину из толпы: «А чего вы так медленно идете?» Тот ответил: «А куда спешить?» Этот ответ, по словам Strashil’ы, стал для него откровением. Он будто прозрел. Поскольку акция по неожиданному возникновению толпы происходит обычно в самых людных и «центральных» местах, - продолжает он, - то есть опасность неадекватной реакции на происходящее органов милиции. Например, одна из последних акций под названием «Дзюдо» состоялась 12 июня в День России на Манежной площади в Москве в нескольких сотнях метров от VIP-фуршета на Ивановской площади в Кремле. Неудивительно, что Тверская была перекрыта для движения транспорта, проход к Кремлю фильтровался тремя кордонами милиции и ОМОНа, а все ближайшее пространство было занято дружинниками и людьми в штатском, которые, если и занимались флэш мобом, то особым, лубянским. Удалась ли в этих условиях акция «Дзюдо» судить самим ее участникам. Однако для этого и подобных случаев, в правилах флэш моба строго указывается, что ни в коем случае нельзя создавать причин для задержания участников акции милицией. Надо иметь при себе документы, быть трезвыми, избегать всяческих конфликтов. Если спросят, что ты здесь делаешь, отвечать: «Оказался случайно… шел мимо… все махали, и я махал…» При этом надо учитывать, что каждый участник флэш моба должен демонстративно действовать сам по себе. Ни с кем не разговаривать, даже если пришел в тусовке. Тем более, не вести бесед о самой акции. Никто не должен выделяться из толпы, привлекать к себе особое внимание. Фото и киносъемку рекомендуется вести скрытно, а еще лучше совсем не вести. Говоря о флэш мобе, надо иметь в виду, что единственная цель подобной акции – ее откровенная бесцельность. Ни о какой агитации и пропаганде самого движения, не говоря о каких-то посторонних рекламных, политических, религиозных, криминальных целях, речи идти не может. Более того, акция считается успешной, если ее не удалось заснять телекамерами. И совсем хорошо, если о ней не пронюхали СМИ. Просто пришли ниоткуда, и растворились в нигде. Так что флэш моб и реклама две вещи несовместные. И лучшей статьей о ней была бы не та, что подобна нашей, а некое мистическое или идиотское молчание, наподобие дзен-буддистского. Слова и клоныОднако мы живем в другом мире, где от модного словечка проходу нет. Сегодня таким словом оказался «флэш моб». Любая тусовка, акция, демонстрация, презентация, хеппенинг, а то и просто выпивка на троих норовит нынче объявить себя флэш мобом. Бульварная газета утверждает, что такого флэш моба, который устроит она на своем празднике, когда сто тысяч людей захлопают в ладоши, на свете не было. Бедный Брежнев, ему бы съезд партии объявить флэш мобом, цены бы не было. Поток публикаций о флэш мобе нарастает с лавинообразной катастрофичностью. При этом, понятное дело, мало кто знает, о чем, собственно, идет речь. Да оно уже и неважно. Пронесли резинового Путина, то ли хуля, то ли прославляя – флэш моб. Протестуют экологи – флэш моб. Собрались левые, правые, зеленые, голубые – флэш моб. Кто-то объявляет уже флэш мобом сбор парламентской группы перед трибуной спикера в зале заседаний. Про невесть откуда являющихся гебистов, набрасывающихся на диссидентов, мы уже сказали. Если политклоун называет себя либеральным демократом, то политклонами из флэш мобов скоро будут мостить дорогу в светлое кремлевское будущее. Между тем, о настоящем флэш мобе скоро можно будет узнать только по тому, что о нем ничего нельзя узнать. Словарик флэш моббераСвой узнает своего, прежде всего, по общему жаргону. Участники нового движения уже обладают особым сленгом. Себя они называют мобберами, что, по-моему, вполне укладывается в русское слово - «толпачи». Те, кто раздает толпачам листовки с инструкциями, называются агентами. Важное место в программе занимает «афтерпати» - вечеринка, которая проводится после акции. Любят толпачи слово «ахтунг», которое каждый понимает по-своему. Еще хорошее слово – «креатив», означающее свободный полет фантазии толпача, позволяющий превратить флэш моб или акцию, или мгновенную сходку в нечто родственное высокому искусству все тому же дзен-буддизму. Высокое искусство толпежа окружено случайными «кузьмичами», разевающими варежку на непонятное для них событие, свидетелями которого они вдруг стали. Скажем, в Краснодаре выстроилась огромная очередь в магазин. «Кузьмич» спрашивает, за чем стоят. Ему отвечают: за дефицитом. Он занимает очередь, заходит в магазин, там, вроде бы, все как обычно. Он выходит из магазина, встает в очередь. Ахтунг, Кузьмич, будь креативнее! Как в каждом движении, во флэш мобе уже есть свои ветераны и молодняк, есть классика и авангард, размывающий устои классического абсурда. В общем, все как везде. Но мобиться тебе при этом никто не мешает. Вернемся к словарю. «Маяк» - направляющий акцию человек, который подает знак остальным. Есть региональные особенности. В Питере, например, участников акции любят назвать мобстерами. Не надо ни обижаться, ни путать с обсервером, в задачу которого входит фото и видеосъемка, или с пингвином, который в курсе дела, но не принимает участия в акции, а стоит, пялясь со стороны. Мол, хорош гусь, пингвин!.. Развивается уже и моб-туризм, выезды в другие города и страны для участия в акциях. В общем, считайте, что вы уже в курсе дела и наполовину свой. Если готовы пожертвовать сиюминутным смыслом ради нас возвышающего абсурда, готовы прочистить и расширить сознание, то вы – потенциальный моббер, а не вовсе не реальный Кузьмич. АкцииСамое забавное это, конечно, сами конкретные акции, о которых становится известно, несмотря на заявленную эзотеричность аутентичного флэш моба. На ярмарке Арт-Москва мобберы моментально разложили дощечки по залам третьего этажа ЦДХ, выгородив собственное пространство, и, пока организаторы не пришли в себя от неожиданности, так же быстро эти дощечки собрали, и растворились среди обычных посетителей. В Пскове призвали «Быть Пушкиным» и раскидали вокруг белые бумажки и самолетики. В Рязани несколько сот флэш-моберров бросились к выходящим из троллейбуса на Театральной площади пассажирам с разноцветными шарами и конфетти, поздравив тех «с миллиардным троллейбусным рейсом» и наперебой спрашивая, не видели ли они губернатора, который как раз в это время должен был проезжать неподалеку в своем лимузине. Кстати, «кодовая фраза» входит в условия, вывешиваемые накануне на сайте в интернете. Подобной фразой в Екатеринбурге был вопрос: «Не видели ли вы Васю?». А в Мурманске толпа тинейджеров бросилась к обычной девочке, выпрашивая у нее автографы, как у какой-нибудь выпускницы «фабрики звезд». И так далее. Чем абсурднее, тем лучше. И пока флэш моб шествует не только по миру, но и по российским городам, будоража креативную энергию масс, становится иной раз совсем тоскливо от этого восторженного детского сада. Но это со стороны. А сами участники акций говорят об особом состоянии, которое продуцируется во время действа, сравнивая его с расширением сознания. Говорят о новом способе «лечения городской депрессии», об «умной толпе», которая, вдруг собравшись, может возложить к памятнику жертвам людских пороков на Болотной площади куски хлеба, что означает: мы, мол, сами кормим свои пороки, становясь их жертвами. В любом случае, нарушается автоматизм нашего пребывания на улицах города. В монотонном самочувствии обычной толпы ставится пробел, возникает нежданная пауза: абсурд. Причины и следствияФлэш моб – порождение и симптом сетевого устройства нынешнего общества. Не классы и сословия, не этносы и государства, не монополии и корпорации, не властные вертикали и бандитские общаки будут определять общество ближайшего будущего, а сетевая связь людей, одновременно принадлежащих к самым разным и почти что тотально виртуальным сообществам. Замечая политические последствия, видишь, что выстраивая вертикали власти, запрещая митинги и манифестации, готовя тотальный призыв в армию, нынешняя кремлевская власть, как это ей и свойственно перед нежданным коллапсом, «готовится к прошлой войне», мало чему соответствуя в реальности. Именно в связи с будущим и стоит присмотреться к флэш мобу. Само движение сознательно ставит себя вне политики, коммерции, экологии и любых осмысленно формулируемых целей. Бессмысленность и бесцельность – вот единственная и высшая цель флэш мобов. Иные аналитики выводят это движение из «ролевых» объединений молодежи – от хиппи, пацифистов и толкинистов до футбольных фанатов, киберпанков и «грибных эльфов». Совершенно очевидны нынешние попытки использовать модный и раскрученный бренд флэш моба разными политическими силами. Тем более что основной массе населения о новом движении мало что известно, и от соблазна вывернуть, как обычно, все наизнанку, никуда не деться. Скорее всего, флэш моб – это только промежуточная и пробная форма новой организации общественной жизни. Говорят уже о новых подобных играх. Например, «toothing» предлагает поиск с помощью SMS-ок случайного человека, готового вступить с тобой в сексуальную связь в самом неожиданном месте, будь то городской бульвар, общественный туалет или даже супермаркет. Исконно русское слово «тусня», кажется, подходит в качестве эквивалента на все сто процентов. Более серьезные люди соединяются не гениталиями, а, например, ноутбуками, создавая, тем самым, какие-то супермощные компьютеры, которые, таким образом, будут доступны не специальным корпорациям и правительствам, а вполне рядовым гражданам. О том, чтобы собраться всем велосипедистам, протестуя против засилья автомобилей, или бывшим покупателям продуктовых заказов в Военторге всем вместе публично оплакать его снос, я уж и не говорю. Флэш моб тебя в качель! В интересное, однако, живем мы время.
|
Продается сайт промоушен агентства worldpromo.ru
>Другие статьи<
|
© Рекламное агентство «Мир без границ» |
|
|
КЛИЕНТЫ |
|
|
В ИНТЕРНЕТЕ |
ПРОМОУШН |
|
|